Новошахтинск находился под немецкой оккупацией 206 дней — с 23 июля 1942-го по 13 февраля 1943 года. Это было самое тяжелое время в жизни недавно созданного молодого шахтерского города, жители которого вместе со страной уверенно шли к победе. Она досталась дорогой ценой: за освобождение города свои жизни отдали 3765 новошахтинцев, более 5000 жителей были расстреляны фашистами, 3000 юношей и девушек угнаны на принудительные работы в Германию. Сегодня мы возвратимся к морозным, снежным дням 1943 года, когда Новошахтинск встречал своих освободителей.
История нашего города разнопланова, в ней много запоминающихся фактов, которые интересны и молодым новошахтинцам, и старшему поколению. Есть они и в событиях 1942-1943 годов.
Известно, что немцы пытались оккупировать Новошахтинск осенью 1941 года: к 8 ноября гитлеровцам удалось продвинуться в глубь области и остановиться на рубеже сел Дарьевка и Болдыревка, станицы Родионово-Несветайской и села Кутейникова. Существовала реальная угроза захвата города, и было принято решение уничтожить его стратегические объекты. Несмолкаемый гул орудий, вражеские самолеты над городом, переполненные ранеными городские больницы и школы. На столбах и деревьях протянулись провода штаба 9-й армии, разместившегося в городе. На западных окраинах дислоцировались танки, стрелковые подразделения.
По дорогам брели беженцы. Предприятия, школы, учреждения прекратили работу. Началась эвакуация города. 6 ноября 1941 года были взорваны все шахты, хлебозавод, водонапорная станция, другие предприятия. Над городом стояло зарево пожаров. Так прошло еще несколько дней, но немцы в Новошахтинск в 1941 году так и не вошли.
13 февраля 1942 года в Новошахтинск возвратились эвакуированные горняки, руководство города. Началось быстрое восстановление шахт. Но в июле 1942 года, когда положение на южных рубежах резко ухудшилось и немцы прорвали оборону Юго-Западного фронта, возникла явная угроза оккупации Новошахтинска. В городе во второй раз началась эвакуация предприятий.
23 июля 1942 года немецко-фашистские войска без боя вошли в наш город.
Больше двухсот дней в боли и страдании, голоде и неизвестности привели жителей города под плотным оккупационным натиском фашистов и, несмотря ни на что, сохранили огромную веру в силу Красной Армии и обязательное освобождение Новошахтинска.
*День 13 февраля 1943 года стал важной датой в истории Новошахтинска, город был освобожден от немецкой оккупации. Согласно оперативной сводке №124 от 13 февраля, первым в город Новошахтинск в этот день в 10 часов утра вступил 1328-й стрелковый полк. Путь его проходил мимо шахты имени Кирова, через поселок Южный, на шахту №4 — впоследствии имени Горького. На всем пути движения полка многочисленные группы жителей со слезами встречали солдат и офицеров — своих освободителей.
В город вошли воины 315-й Мелитопольской стрелковой дивизии при поддержке 32-й кавалерийской дивизии 3-го кавалерийского корпуса. Из исторических справок известно, что отступающие немецкие войска пытались закрепиться и остановить наступление наших солдат на рубеже балки Аюты. 724-й полк 315-й стрелковой дивизии встретил очень сильное сопротивление немцев, в завязавшемся бою противник понёс большие потери. В то время, когда 724-й полк сковывал оборонявшиеся немецкие войска у балки Аюты, 1328-й полк совершил обходной маневр по реке Кундрючьей и внезапно вошёл в город со стороны 27-го километра. Со стороны южной группы шахт (сегодня это посёлок Южный) одновременно вошли 86-й кавалерийский полк 32-й кавалерийской дивизии и подразделения 1328-го стрелкового полка. Как ни сопротивлялись немцы, к вечеру 13 февраля 1943 года они были изгнаны из города.
Шахтерский город Новошахтинск снова стал свободным, и через день о его освобождении уже знала вся страна из сводок Совинформбюро. В тот же день через город проследовали 86-й, 121-й кавалерийские полки 32-й кавалерийской дивизии и 14-я механизированная бригада.
В освобождении нашего города от немецко-фашистских захватчиков принимали участие 19 солдат и офицеров — наших земляков. Среди них Н.М. Отрошко, Н.И. Терехина, П.А. Соколовский, Х.Х. Зайкин, В.И. Игольников, И.И. Лозько.
Виктор Иванович Игольников и Иван Ильич Лозько — долгожители, прожившие соответственно 96 и 92 года, встречи с которыми остались в моей памяти.
О своих детских воспоминаниях от встречи с солдатами Красной Армии, освобождавшими город, мне не раз рассказывал долгожитель нашего города, бывший горный инженер Николай Александрович Нищеглодов: «Мы слышали, как вокруг громыхали пушки, но не прятались, а поднялись на холм в районе нынешней горбольницы и увидели наших солдат в белых маскхалатах. Кубарем катились, чтобы как можно ближе их увидеть. Они продолжали свой путь, а мы махали им вслед. Это было 13 февраля 1943 года».
Жители Новошахтинска еще помнят, как в 80-е годы приезжали в наш город ветераны 315-й Мелитопольской стрелковой дивизии, освобождавшей Новошахтинск. В честь этой дивизии названа одна из улиц поселка Кирова. Ветераны прошли торжественным маршем по проспекту Ленина к Вечному огню у Братской могилы в центральном парке, где состоялся торжественный митинг.
А тогда, 13 февраля 1943 года, на развалинах сортировки шахты имени Кирова в Новошахтинске после одного из боев солисты ансамбля красноармейской песни и пляски 33-й гвардейской дивизии Виктор Андреевич Мирошниченко и Григорий Константинович Вакуленко дали концерт. Слушая завораживающую музыку, солдаты светлели лицами: боль и усталость отступали. Звучала мелодия чешского композитора А. Дворжака. Так и появилась известная во всем мире фотография «Ноктюрн», сделанная военным фотокорреспондентом газеты «Красная звезда» Яковом Хали-пом у нас в Новошахтинске.
Жуткую картину представлял город после освобождения. На шахтных дворах валялись обгорелые бревна, груды камней, исковерканные металлические конструкции. Горные выработки были затоплены водой, клети не действовали. Подростки, пенсионеры, женщины заменяли воевавших на фронтах или эвакуированных кадровых рабочих. Первым после освобождения города председателем горисполкома была тоже женщина — учительница Любовь Алексеевна Клевцова, потом долгие годы работавшая в школах города, часто встречавшаяся с молодежью и рассказывавшая об оккупации. Это ей выпала доля в марте 1943 года, пока еще не растаяла под ногами земля, вместе с такими же женщинами хоронить тела горожан, которые находились в общих ямах и рвах. В каждой семье были или воевавшие на фронте, или погибшие мужья, отцы, братья. И женщины стоически выносили на плечах тяготы, выпавшие на их долю.
По данным архива, за время оккупации города немцы взорвали и сожгли 205 жилых домов, 245 промышленных сооружений, были выведены из строя вся электросеть, телефонная станция, водопровод, типография, хлебозавод, мыловаренный, кирпичный, кожевенные заводы, гончарное производство.
Немцы разрушили лучший корпус городской больницы, разграбили больничное имущество, уничтожили медикаменты, сожгли здания горсовета, горкома партии, летний кинотеатр, клуб южной группы шахт, восемь библиотек и читальный фонд, уничтожили 11 памятников.
Спустя десятки лет продолжали напоминать о себе страшные годы оккупации. В 2013 году в городском парке были найдены останки бойца Красной Армии Георгия Сливы, затем — останки неизвестного солдата, которые перезахоронены у Братской могилы в поселке Несветаевском. В ходе попытки первой оккупации города осенью 1941 года умерли от ран десятки бойцов в госпитале, находившемся на территории нынешнего поселка Горького. Останки более 50 из них также нашли место своего последнего упокоения во второй Братской могиле в поселке Несветаевском.
В редакции газеты «Знамя шахтера» десятки лет работал знаток истории нашего города, журналист, поэт Анатолий Михайлович Телес. Он был организатором встреч в редакции с участниками войны и не только писал о них, но и посвящал им свои стихи.









